fbpx
5 апреля 2019

Как создать в России аналог Camino de Santiago и кто пойдёт по такому пути?

Беседовал Григорий Луговой
Беседовал Григорий Луговой

PR-директор Biletix

Camino de Santiago в Испании, Ликийская тропа в Турции, Тихоокеанская тропа в США… А что же в России? Когда у нас появится туристическая тропа с мировым именем, будет ли она безопасной и кто будет по ней ходить, — эти и другие вопросы мы задали Дмитрию Лемешеву, гиду и организатору этнографических туров по Кавказу. Он недавно заявил об амбициозном плане создать пеший маршрут по Северному Кавказу — от Чёрного до Каспийского моря.

Что такое туристическая тропа и чем она отличается от многочисленных троп, которые есть в каждом лесу? 

Задача лесной тропы соединить пункт А и пункт Б. Например, две деревни или деревню с черничной поляной. Задача туристической тропы – дать людям впечатления.

По дороге к святилищу Мят-сейли в Ингушетии / Фото: ©Елизавета фон Стубендорф

Тропа должна быть оборудована и подготовлена для пеших туристов. Тропа должна быть логистически доступной и безопасной. Тропа, наконец, должна знакомить с местной природой, разнообразием ландшафтов, интересной флорой и фауной, давать контакт с местной культурой.

Почему в России нет таких пеших маршрутов, разве что Большая Байкальская тропа?

Не соглашусь. В России эта тема привлекает всё больше интереса. Сейчас одновременно запускается несколько таких проектов на Камчатке, на Южном Урале, на Байкале. Просто для формирования бренда тропы как туристического объекта должно пройти время, и нужно вложить много труда. Про Тихоокеанскую тропу в США или про Путь Сантьяго в Испании сняты фильмы, написаны книги, поэтому про них знают все.

Склепы у села Даргавс в Северной Осетии / Фото: ©Антон Агарков

Какой у вас план? Как будете создавать тропу «от Чёрного моря до Каспийского»?

На мой взгляд, сначала нужно работать над созданием продукта, а уже потом – над оборудованием тропы. То есть на первом этапе я хочу заняться не стройкой, а впечатлениями. У нас запланирована в этом году пробная экспедиция по маршруту, который мы и будет потом продвигать и делать таким же популярным, как путь Святого Иакова.

Далее, в 2020 году, нужно будет активно действовать на всех фронтах: создавать сильный бренд среди путешественников, рассказывать о тропе профессионалам из сферы туризма, вовлекать местные сообщества и власти. Проект такого масштаба не должен зависеть от конкретной личности, он должен жить своей жизнью.

Если всё это сойдётся, то инфраструктура – приюты для путников, общепит, всевозможные услуги, гужевой транспорт – начнут появляться силами местных сообществ, так как это будет выгодно.

Предположим, тропа станет популярной у путников. Но не появится ли больше проблем для Кавказа из-за наплыва туристов? Например, на Байкале экологи сейчас практически бьются с туристами.

Всё верно. Но на Байкале изначально всё делалось стихийно. У экологов большие вопросы к туристам, у местных жителей большие вопросы к экологам. У государства нет вопросов, потому что у него задача другая (рапортовать о том, что всё развивается, а не решать проблемы). Возникает конфликт.

Аналогичная ситуация появляется в нескольких точках на Кавказе, и прежде всего в его наиболее популярных регионах – на Эльбрусе и на Домбае. Туризм и туристическая инфраструктура здесь развивались стихийно. Почти ничего от того Кавказа, каким я его знаю – с первозданной горной природой, естественным гостеприимством жителей и этно-культурным разнообразием – не осталось.

Озеро Кардывач в Кавказском Биосферном Заповеднике / Фото: ©Митя Андреев

Почему вы думаете, что у вас всё будет по-другому?

Если создавать маршруты, в которых главной ценностью являются нетронутая природа и знакомство с культурами кавказских народов, и дать понять местным сообществам, что зарабатывают они, только пока сохраняют свою природу и свои традиции, то всё пойдёт в правильном направлении.

Конечно, нужна эко-популяризаторская работа, нужно познакомить людей с современными технологиями, показать какие-то варианты из мирового опыта. Но нельзя горцу указывать, что делать, и ограничивать его силой. В долгосрочной перспективе это не сработает.

Дагестанский горец / Фото: ©Елизавета фон Стубендорф

Деловой человек будет защищать свои ресурсы (природу и культуру) более эффективно, чем егерь с зарплатой в 8000 рублей в месяц. А мастер какого-нибудь традиционного ремесла будет передавать традицию сыну не тогда, когда его об этом попросят из министерства, а когда иностранные туристы за хорошие деньги будут у него покупать произведенный товар.

А сама тропа может приносить деньги? Зачем вы этим занимаетесь? 

Само по себе создание туристической тропы не может быть коммерчески привлекательным. Мне это интересно просто с гражданской точки зрения. Интересно жить в био- и культурно разнообразном мире.

Коммерчески успешным может быть огромное количество предприятий в рамках туристического маршрута — гостевые дома, горные хижины, услуги конного сопровождения. Местные смогут на этом зарабатывать. Мы как туристическая компания получим возможность создавать туры в нашем стиле – максимально комфортные и при этом с погружением в аутентику.

Фото: ©Андрей Гешелев

Очень важно на старте контролировать и профессионально направлять ресурсы и энергию проекта, «договориться на берегу». Например, ограничить строительство дорог, определить нормы строительства (разрешить строительство только с традиционными материалами или традиционными технологиями), создавать новые сервисы и инфраструктуру только на базе существующих форм хозяйствования: не гнать лошадей для туристов издалека, а брать у местных пастухов и пр.  Никаких крупных частных инвесторов извне.

Георгий Калоев из села Галиат в Уаллагкоме / Фото: ©Антон Агарков

И самый главный вопрос. Кавказ, пешеходная тропа… А как там обстоит дело с безопасностью?

В целом сейчас хорошо. Намного лучше, чем в среднем по России. Но тут я снова хочу вернуться к теме локальных сообществ. Если местные будут зарабатывать от туризма копейки, будут чувствовать себя ущемленными «недогражданами», то ситуация будет накаляться, будет расти национализм и желание нажиться на туристах (законным и даже незаконным способом). Если же местные сообщества будут заинтересованы в развитии туризма, если жизнь в горах будет достойной (пусть и трудной, но достойной), то и с безопасностью будет всё в порядке.

 


Поделись с друзьями

VK FB

Поставь оценку статье

Средняя оценка: 4.5 Количество оценивших статью: 26

Читай также:

#Перелёты

Все правила «Победы» коротко и понятно: ручная кладь, регистрация, дьюти-фри

счетчик 1134
#Направления

Суздаль — город храмов и огурцов. Маршрут на выходные

счетчик 1167
#Европа

Недооценённый Брюссель

счетчик 16090

Подпишись на обновления блога

Ссылка на статью скопирована