Что такое плоский тариф?
«Аэрофлот» расширил систему плоских тарифов — такие новости прозвучали в российских СМИ. Но что это значит? Почему тарифы вдруг — плоские? Где распространена в мире такая практика и что думаю про неё авиационные эксперты? Рассказываем!
Что вообще такое плоский тариф?
Обычно цена авиабилета зависит от миллиона факторов — сезона, дня недели, насколько заранее вы покупаете билет, сколько мест осталось и даже как много людей в тот день ищут билеты на том же направлении. Это называется динамическое ценообразование, и именно поэтому один и тот же билет может стоить 7 000 рублей в феврале и 28 000 в июле.
Плоский тариф — это обратный подход. Это фиксированная цена, которая не меняется. Хотите улететь в Хабаровск на Новый год? Или в июле? Цена будет одинаковой. Без сюрпризов.
Это особенно важно для жителей удалённых регионов, например Дальнего Востока. Расстояния огромные, а альтернатив авиации немного. Плоские тарифы делают авиаперелёты доступнее.
Почему такие тарифы называются плоскими?
Термин «плоский тариф» (flat fare или flat rate) происходит от английского слова flat, которое в данном контексте означает «ровный», «плоский», «одинаковый». То есть, цена не колеблется, не изменяется в зависимости от условий — она «ровная», как плоскость.
Если представить график цен на билеты в течение месяца, при обычной динамике линия будет с «горками и ямками» — где-то дороже, где-то дешевле. А при плоском тарифе линия будет прямая, без колебаний — то есть плоская.
Кто может купить билет по плоскому тарифу?
Любой. Это не субсидия и не льгота — это просто отдельный вид тарифа, который действует на определённых направлениях. Главное — успеть купить. Количество мест по плоскому тарифу ограничено, особенно в сезоны высокого спроса. Но теперь их стало больше, так что шансы выросли.
Плоские тарифы «Аэрофлота»
Главный российский перевозчик внедрил систему плоских тарифов ещё 10 лет назад.
До недавнего времени плоские тарифы «Аэрофлота» работали на 6 направлениях из Москвы:
- Владивосток
- Хабаровск
- Южно-Сахалинск
- Петропавловск-Камчатский
- Магадан
- Калининград
С 15 мая 2025 года программа расширяется и теперь охватывает 9 городов, добавились:
- Якутск
- Благовещенск
- Анадырь
- Улан-Удэ
Сколько стоят билеты по плоским тарифам?
Билет в одну сторону — 18 100 рублей, туда-обратно — 30 100 рублей. Если летите на рейсах авиакомпании «Россия» или в рамках «мокрого» лизинга (когда самолёт берут в аренду с экипажем), цены ещё чуть ниже — 16 000 рублей в одну сторону и 26 500 туда-обратно. Из Москвы в Калининград цена другая — 6800 рублей в одну сторону и 11 300 рублей туда-обратно.
В 2024 году по плоским тарифам уже было перевезено 1,4 миллиона пассажиров. В 2025 году этот объём вырастет до 1,5 миллиона мест. Программа развивается, причём за счёт самого «Аэрофлота», без государственных дотаций. С момента запуска этой системы по плоским тарифам было перевезено 19,1 миллиона человек, из них 11 миллионов — на Дальний Восток.
Интересно, что в мире эта практика не распространена. Авиакомпании скорее используют плоские тарифы как рекламный ход.
Что говорят эксперты?
Мнения тут расходятся. С одной стороны — это полезно и справедливо. С другой — экономически сложно.
Роман Гусаров, авиаэксперт,
S7 Airlines и другие игроки рынка не раз высказывались о том, что плоские тарифы искажают рыночные механизмы. Коммерческий директор S7 Airlines Константин Пьянков
Главное фото: https://ru.freepik.com/premium-photo/preparation-crew-morning-flight_19898484.htm
Спасибо! Мы будем стараться ☺️