Как красят самолёты? - Biletix
13 ноября 2024

Как красят самолёты?

13.11.2024
3161
4 минуты

Покраска самолёта – захватывающий процесс, многодневная и почти ювелирная работа. Как же самолёты обретают свои яркие ливреи? Давайте разбираться.

Почему самолёты красят?

Покраска самолета – это настоящее искусство, которое сочетает инженерные технологии и креативный дизайн. 

Почему покраска самолёта так важна:

  1. Защита от коррозии ‒ краска создаёт барьер от влаги, предотвращает процесс ржавения и разрушение металла.
  2. Оптимизация веса ‒ каждая деталь продумывается так, чтобы краска не добавляла лишний вес, который может повлиять на расход топлива и характеристики полёта.
  3. Аэродинамика ‒ ровное и гладкое покрытие снижает сопротивление воздуха, улучшая топливную эффективность и общую производительность самолёта.
  4. Брендинг ‒ раскраска создаёт узнаваемый внешний вид, который важен для имиджа авиакомпании.

Что такое ливрея?

Слово «ливрея» для обозначения окраски самолёта происходит от французского livrée, что означает «форма» или «униформа». В прошлом ливреей называли специальную одежду или символику, которую носили слуги и придворные, чтобы визуально подчёркивать принадлежность к определённому дому или роду. Она включала гербы, цвета и другие характерные элементы, указывающие на хозяина. В английском языке слово livery также стало ассоциироваться с окраской транспортных средств, включая экипажи, кареты и, позже, автомобили и самолёты.

Примерно до 1960-х годов, можно сказать, была эра «голого металла», когда самолёты не имели ярких цветов или рисунков, а были преимущественно металлическими или белыми. Такие самолеты, как правило, обрабатывались для защиты от коррозии, но их внешний вид оставался довольно однообразным. Сначала краска служила просто более эффективной защитой, а уже потом авиакомпании начали задумываться о собственном бренде и имидже.

Одним из поворотных моментов в этом вопросе стала рекламная акция «The End of Plain Planes» («Нет невзрачным самолётам») американской авиакомпании International, запущенная в 1965 году. В Braniff специально наняли дизайнера Александра Жирара для создания уникальных цветовых схем для своих самолётов. Он предложил использовать однотонные как пастельные оттенки, так и самые яркие ‒ жёлтые, оранжевые. Это было революционно для своего времени. Так авиакомпания выделилась среди других и привлекала пассажиров своим современным образом. Другие, конечно, последовали примеру. ​

как красят самолеты

Сколько времени занимает покраска самолёта?

Полный процесс покраски в среднем занимает от 7 до 14 дней, в зависимости от размеров и сложности дизайна.

Кто занимается покраской самолётов?

Этот процесс возглавляют профессионалы с узкой специализацией, которых называют авиамалярами. Они знают всё о тонкостях работы с металлическими поверхностями и особенностях авиационных покрытий. Обычно для покраски одного самолёта требуется от 15 до 20 специалистов, каждый из которых отвечает за определённую часть работы, будь то подготовка, нанесение базовых слоёв или контроль качества.

Сколько материалов уходит на покраску одного самолёта?

Для покраски пассажирского лайнера может потребоваться от 250 до 700 литров краски, что эквивалентно весу до 500 кг. 

Краски и грунтовки создаются на основе акриловых и полиуретановых компонентов, которые обладают высокой стойкостью к ультрафиолету и резким перепадам температур.

При этом, чтобы избежать лишнего веса, наносимые слои краски должны быть минимальной толщины. Слишком толстый слой увеличит вес самолёта, что в свою очередь приведет к повышенному расходу топлива. Для сравнения, 500 кг краски добавляют самолёту примерно 0,5% к общему весу – это кажется немного, но в авиации даже такие мелочи учитываются.

Как выглядит процесс покраски самолёта?

  1. Удаление старого покрытия. Прежде, чем самолёт обретёт новый цвет, его тщательно готовят к нанесению краски. На этом этапе удаляют старое покрытие, используя химические растворы или специальное оборудование для механического снятия краски. Важно полностью убрать старый слой, чтобы новый лёг ровно.
  2. Очистка и обезжиривание поверхности. Поверхность моется и обезжиривается, чтобы обеспечить хорошую адгезию (сцепление) с новым покрытием.
  3. Маскировка. Все участки, которые не должны быть окрашены (иллюминаторы, датчики, световые приборы), защищаются специальной плёнкой.
  4. Грунтовка. Этот слой нужен для защиты от коррозии и улучшения сцепления краски с поверхностью.
  5. Покраска. Обычно наносится два или три слоя, каждый из которых равномерно распыляется с помощью оборудования высокого давления.
  6. Нанесение ливреи. Ливрея, или фирменная окраска авиакомпании, часто наносится с помощью трафаретов и может включать сложные рисунки, логотипы и графические элементы. Часто сначала наносятся эти опознавательные знаки, потом закрываются защитной плёнкой и после уже окрашивается весь самолёт. Так рисунки получаются более точными, чем если делать всё наоборот. Мелкие детали могут окрашиваться даже кисточками вручную.
  7. Защитный слой и полировка. Этот слой предохраняет краску от выгорания, защищает и повышает устойчивость к внешним условиям. После нанесения защитного слоя самолёт тщательно полируют, чтобы придать поверхности идеальный блеск. 
  8. Наклейки. Не все знаки на самолёте ‒ это краска. Различные указатели, надписи, предупреждения ‒ всего лишь наклейки.
  9. Финальная проверка качества. После завершения всех этапов эксперты проверяют ровность покрытия, отсутствие дефектов и соответствие стандартам безопасности.
как красят самолеты

Где красят самолёты?

Самолёты красят не на лётном поле, а в специализированных ангарах, называемых покрасочными цехами. Эти ангары оборудованы системой вентиляции, поддержания температуры и влажности, а также системой фильтрации, чтобы обеспечить нужные условия для качественного нанесения краски и предотвратить попадание загрязнений на корпус самолёта.

В России таких ангаров немного ‒ например, в Минеральных водах, Ульяновске, Подмосковье.

Сколько стоит покрасить самолёт?

Стоимость покраски самолета варьируется в зависимости от его типа и размера, а также от сложности дизайна ливреи. Для самолётов среднего размера, как у популярных моделей Boeing 737 или Airbus A320, покраска обойдётся примерно в 100,000–200,000 $. Если авиакомпания заказывает уникальный дизайн с многослойной графикой или рекламной ливреей, стоимость может возрасти еще на 20–30%. 

Основные расходы идут на краску, работу специалистов, оборудование для подготовки и нанесения покрытия, а также на аренду покрасочного ангара. 

Как часто красят самолёты?

Самолеты обычно перекрашивают каждые 6–10 лет. Регулярная перекраска — это часть программы технического обслуживания, и авиакомпании стараются совмещать её с другими видами проверки и ремонта, чтобы сократить время простоя самолёта.

Самолёты перекрашивают не только из-за износа покрытия, но и при переходе борта в новую авиакомпанию. Когда самолёт покупает другой перевозчик или лизинговая компания передаёт его новому оператору, ливрея, как правило, полностью обновляется в соответствии с фирменными цветами и логотипами нового владельца. 

 

 


44345
Ссылка на статью скопирована

Поделись с друзьями

77502
Ссылка на статью скопирована

Поставь оценку статье

Средняя оценка: 4.8 Количество оценивших статью: 18
Что улучшить?
Хотим пятерку!
Спасибо! Мы будем стараться ☺️
Подписаться
Уведомить о
0 КОММЕНТАРИЕВ
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Наша рассылка помогла сэкономить
70 000 путешественникам

Отправляем письма раз в две недели
Новости, акции, советы

Спасибо за подписку!

Читай также:

1018
Саудовская Аравия: мифы и правда о стране
Читать полностью
1053
Для любителей авиации: про ИИ, квадратные иллюминаторы и не только
Читать полностью
789
Премии «Крылья России» исполняется 25 лет!
Читать полностью
7539
Зима, уходи! Где лучше проводить зимние месяцы
Читать полностью