ИИ вместо второго пилота: насколько это реально? - Biletix
28 мая 2025

ИИ вместо второго пилота: насколько это реально?

28.05.2025
155
5 минут

Вы садитесь в самолёт, пристёгиваете ремень, слышите стандартное: «Командир экипажа и его помощник приветствуют вас на борту». Только помощник — больше не человек. Это алгоритм. Он не пьёт кофе, не устает, не спорит с капитаном. У него безупречная память, точная реакция и полная база данных по каждой ситуации.

В теории — идеальный второй пилот. На практике — сложный вопрос. Не только технический, но и морально-этический.

Разбираемся в этой статье, заменит ли искусственный интеллект второго пилота и, если да, то как скоро это произойдёт.

Зачем нужен второй пилот и почему его хотят заменить?

Первый пилот (капитан) принимает ключевые решения, второй пилот — проверяет, контролирует, помогает. Они работают в паре — дублируют действия, страхуют друг друга в стрессовых ситуациях, корректируют ошибки.

Идея заменить второго пилота возникла как компромисс между безопасностью, экономикой и реальностью авиационной индустрии. Во-первых, это ответ на кадровый кризис. Прогноз Boeing указывает на необходимость подготовки 602 000 новых пилотов в течение 20 лет (2023–2042). Найти квалифицированного второго члена экипажа становится всё труднее. Во-вторых, автоматизация даёт возможность снизить расходы — ведь содержание второго пилота обходится дорого. И, наконец, парадоксально, но замена второго пилота может повысить безопасность: ИИ не устаёт, не отвлекается и не совершает типичных человеческих ошибок.

При этом капитан остаётся в кабине и полностью контролирует полёт. Это важно — и с точки зрения реального управления, и с психологической. Пассажиры и регуляторы пока не готовы к идее полностью беспилотного рейса. Поэтому вариант с «одним пилотом + ИИ» выглядит как реалистичный переходный этап.

второй пилотPhoto by James Pere on Unsplash

Кто тестирует ИИ в кабине уже сейчас

Авиационные и технологические компании по всему миру уже разрабатывают и тестируют системы, способные заменить второго пилота или существенно снизить его участие в управлении полётом.

Airbus Project DragonFly

Это одна из самых заметных инициатив в области внедрения ИИ в пилотирование. Проект стартовал с идеи создать «авиационный автопилот нового поколения», который сможет помогать пилотам в экстренных ситуациях. Система обучена распознавать голосовые команды, рулить самолётом по аэродрому, отслеживать погодные условия и другие воздушные суда, а также самостоятельно принимать решения при чрезвычайных обстоятельствах. В 2023 году Airbus провёл испытания в условиях, когда пилот теряет сознание, а ИИ должен взять управление на себя. Он успешно выбрал запасной аэродром и посадил самолёт. Это не полноценный автономный полёт, но уже шаг в сторону замены одного из двух человек в кабине.

Xwing 

Это американский стартап, который занимается созданием полностью автономных грузовых самолётов. Основой проекта стал небольшой одномоторный турбовинтовой самолёт Cessna 208B Caravan — популярная модель, которую часто используют для доставки грузов и коротких региональных перелётов. Инженеры компании оснастили его системой автопилота нового поколения, датчиками, радарами и камерами, благодаря чему самолёт может взлетать, лететь и садиться без пилота на борту.

Полёт контролируется с земли — в центре управления операторы отслеживают маршрут и могут вмешаться, если потребуется. В 2023 году Xwing получила от FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) разрешение на регулярные испытания своей технологии. Сейчас команда переходит к следующему шагу — запуску первых коммерческих грузовых рейсов, полностью управляемых ИИ, но под надзором с земли.

NASA и DARPA 

Эти два американских ведомства (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США и Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны США) активно финансируют разработки в области автономной авиации. Они не создают самолёты сами, но поддерживают учёных и инженеров, работающих над технологиями, способными улучшить безопасность и эффективность полётов.

Среди таких проектов, например, NASA TAP (Tailored Arrival Path). Он позволяет при помощи ИИ рассчитывать наилучшую траекторию захода на посадку, адаптируя её под конкретные погодные условия, трафик и технические параметры борта. Это снижает нагрузку на пилота и повышает точность посадки. Такие технологии пока не заменяют пилотов, но становятся для них надёжной опорой в принятии решений.

Photo by Growtika on Unsplash

А что в России?

В России пока нет программ по полному замещению второго пилота ИИ. Основной фокус — усилить возможности человека, а не заменить его.

Наиболее активный участник — Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК). В рамках проектов модернизации самолётов «Сухой Суперджет» и МС-21 обсуждается внедрение интеллектуальных систем поддержки пилота. Это не полноценный ИИ, как в западных проектах, а скорее усовершенствованный автопилот и система предупреждений. Тем не менее, в будущем они могут стать основой для ИИ-помощника.

Военная авиация движется быстрее. В 2023 году были испытания «летающего помощника» — искусственного интеллекта, встроенного в кабину истребителя пятого поколения Су-57. Он способен анализировать данные с бортовых сенсоров, предлагать пилоту решения и даже брать на себя управление в критических ситуациях. На днях стало известно, что ИИ внедрён.

Что ИИ уже умеет и чего не может

ИИ уже доказал свою эффективность в рутинных задачах. Он может поддерживать высоту и курс, контролировать навигационные приборы, управлять трафиком на земле и точно оценивать погодные условия. Такие системы давно используются как автопилоты на большинстве современных самолётов.

Однако там, где начинается нестандартная ситуация, всё ещё нужен человек. Искусственный интеллект не умеет импровизировать, не обладает интуицией и не может принимать решения в условиях неопределённости.

ИИ — это логика. Авиация — это ещё и опыт. Пока алгоритмы не способны заменить тысячи часов налёта и сиюминутные решения, которые может принять только живой пилот.

Пассажиры против машин

Согласно опросу, более 70% пассажиров не согласны лететь на самолёте без двух живых пилотов. Даже несмотря на то, что современные лайнеры около 90% времени находятся под управлением автопилота.

Почему так? Потому что самолёт — это не Tesla. Здесь нельзя просто остановиться, свернуть на обочину или попробовать ещё раз. Ошибка в небе может стоить жизней. Именно поэтому многие пассажиры хотят видеть в кабине не только технологию, но и человека, способного принять нестандартное решение.

Психологический барьер — важнейшая преграда на пути к полному доверию ИИ. Людям проще доверить жизнь другому человеку, даже зная, что ИИ может быть точнее или быстрее. Кроме того, в массовом сознании до сих пор жив страх перед бездушной машиной, которую нельзя «убедить» или «уговорить».

Сами пилоты настроены более рационально. Большинство готовы использовать ИИ как вспомогательный инструмент, особенно в рутинных задачах. Но многие отмечают, что автоматизация уже сейчас снижает уровень их навыков. Пилоты всё реже управляют самолётом вручную, а это может стать проблемой в критических ситуациях.

Поэтому в ближайшие годы основная задача — не просто внедрить ИИ, а научить людей ему доверять. Без этого никакие технологии не смогут заменить человека в кабине.

Photo by G-R Mottez on Unsplash

Будущее: куда летим?

Сегодня ни одна страна мира не разрешает пассажирские рейсы без двух пилотов. Но США и Евросоюз обсуждают возможность «одного пилота + удалённый контроль с земли». Что же будет дальше?

В ближайшие 5 лет

ИИ будет выполнять всё больше задач в кабине, особенно рутинных — мониторинг систем, навигация, голосовое управление, взаимодействие с диспетчерами. Но человек останется ключевым звеном. К 2030 году большинство авиакомпаний начнут внедрять ИИ как стандартную часть пилотируемого экипажа.

Через 10 лет

Возможен переход на модель «один пилот + ИИ» в основном на коротких и средних маршрутах. Такие сценарии обсуждаются в документах Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) и в исследованиях NASA. Airbus уже проводит испытания моделей полёта с одним пилотом, где ИИ выполняет функции второго. Это может стать реальностью на регулярных рейсах к 2035 году.

Через 20 лет

Ожидается начало коммерческих перевозок с полностью автономными грузовыми самолётами, особенно в логистических цепочках на коротких дистанциях. Такие проекты уже реализуют Xwing и Reliable Robotics. По прогнозам, пассажирские рейсы без пилотов возможны ближе к 2045 году, но только после длительного этапа тестов и принятия новых норм безопасности.

Но главный вопрос не в технологиях. А в том, готово ли общество доверить жизнь машине, у которой нет сердца, но есть протокол?

 

 


98809
Ссылка на статью скопирована

Поделись с друзьями

40347
Ссылка на статью скопирована

Поставь оценку статье

Средняя оценка: 5.0 Количество оценивших статью: 1
Что улучшить?
Хотим пятерку!
Спасибо! Мы будем стараться ☺️
Подписаться
Уведомить о
0 КОММЕНТАРИЕВ
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Наша рассылка помогла сэкономить
70 000 путешественникам

Отправляем письма раз в две недели
Новости, акции, советы

Спасибо за подписку!

Читай также:

1004
Бумажные посадочные талоны: их история и будущее
Читать полностью
1051
Как устроены самые долгие перелёты в мире, или 29 часов в небе
Читать полностью
789
Премии «Крылья России» исполняется 25 лет!
Читать полностью
7540
Зима, уходи! Где лучше проводить зимние месяцы
Читать полностью