Бумажные посадочные талоны: их история и будущее
С одной стороны Ryanair объявила, что с 12 ноября полностью отказывается от бумажных посадочных талонов и переходит на приложение. С другой стороны — буквально в это же время российские туристы не смогли вылететь из Антальи, потому что не распечатали посадочные. Суд встал на сторону авиакомпании.
Разбираемся, как появились бумажные посадочные талоны, зачем они нужны сегодня и исчезнут ли когда-нибудь совсем.
Как всё начиналось
Первые посадочные талоны появились в 1920–30-х годах, когда коммерческая авиация только начинала развиваться. Тогда полёты были редкостью, и весь процесс выглядел иначе. Талон представлял собой бумажную карточку, куда вручную вписывали имя пассажира, маршрут и дату. В 50-60-х с ростом количества рейсов появились многослойные посадочные с копировальной бумагой: один экземпляр оставался у пассажира, другой — у перевозчика.
До появления электронных баз и автоматизированных систем регистрации всё происходило вручную. Документы практически не проверялись, особенно на внутренних рейсах. Именно поэтому в СССР и в других странах были возможны ситуации, когда на рейс мог сесть не тот человек, как в известной сцене из «Иронии судьбы». Достаточно было уверенно сказать нужную фамилию, и вам выдавали посадочный.
С 70-х годов стали внедряться глобальные дистрибутивные системы вроде SABRE и Amadeus. Посадочные талоны печатались с данными о рейсе, месте и багаже. В 90-х появились штрихкоды, а позже — QR и PDF417 (двумерный штрихкод).
Переход в онлайн
В начале 2000-х авиакомпании начали переходить на онлайн-регистрацию. Сначала через сайты, затем через мобильные приложения. Пассажиры всё чаще приходили в аэропорт уже с посадочным в телефоне.
за 2023 год, уже 81% пассажиров получали посадочные через мобильные устройства (годом ранее назад таких было 65%). Для авиаперевозчиков это означало сокращение очередей и снижение затрат, для пассажиров — удобство. Аэропорты стали устанавливать сканеры и турникеты, способные считывать электронные посадочные.
Некоторые авиакомпании не просто рекомендуют электронные талоны, а делают их обязательными. Яркий пример — Ryanair. С 12 ноября 2025 года перевозчик полностью практически на всей своей сети. Регистрация и посадка будут происходить только через приложение.
По словам представителей компании, около 80% пассажиров уже используют мобильные талоны, так что больших трудностей не ожидается. Более того, нововведение сэкономит около 300 тонн бумаги в год и позволит усилить маркетинговую коммуникацию с клиентами — через пуш-уведомления и персонализированные предложения.
И всё же исключения есть. В некоторых странах — например, в Албании и Марокко — пока нет инфраструктуры для считывания QR-кодов. В таких случаях Ryanair разрешает бумажные талоны, но активно ведёт переговоры о цифровизации. А в случае, если у пассажира сломался или разрядился смартфон, билет всё же распечатают бесплатно — главное, чтобы регистрация была пройдена заранее.
Когда без бумаги — никак
Долгое время бумажный талон сохранялся по ряду причин:
- Не все аэропорты были технически готовы.
- В некоторых странах требовались бумажные документы по нормативам.
- Пассажиры старшего поколения чувствовали себя с бумагой увереннее.
Более того, в 2025 году бумажный посадочный по-прежнему может оказаться обязательным.
Показательная история произошла осенью 2025 года. Российские туристы из Антальи, потому что пришли на посадку только с электронными талонами. Аэропорт требовал бумажные, а времени распечатать уже не было. Суд в итоге признал, что авиакомпания действовала по правилам, а ответственность лежит на пассажирах.
Что дальше?
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) ещё в 2019 году обозначила курс на полную цифровизацию с помощью концепции One ID — когда вся регистрация и посадка происходят через биометрию.
, к 2030 году большинство крупных аэропортов мира перейдут на бесконтактную посадку. Однако около 20% хабов останутся без нужной инфраструктуры.
Таким образом, бумажные талоны ещё долго не исчезнут. Они останутся в небольших аэропортах, в развивающихся странах, на случай сбоев и просто как резерв.

Спасибо! Мы будем стараться ☺️