Бумажные посадочные талоны: их история и будущее - Biletix
8 октября 2025

Бумажные посадочные талоны: их история и будущее

08.10.2025
1031
2 минуты

С одной стороны Ryanair объявила, что с 12 ноября полностью отказывается от бумажных посадочных талонов и переходит на приложение. С другой стороны — буквально в это же время российские туристы не смогли вылететь из Антальи, потому что не распечатали посадочные. Суд встал на сторону авиакомпании.

Разбираемся, как появились бумажные посадочные талоны, зачем они нужны сегодня и исчезнут ли когда-нибудь совсем.

Как всё начиналось

Первые посадочные талоны появились в 1920–30-х годах, когда коммерческая авиация только начинала развиваться. Тогда полёты были редкостью, и весь процесс выглядел иначе. Талон представлял собой бумажную карточку, куда вручную вписывали имя пассажира, маршрут и дату. В 50-60-х с ростом количества рейсов появились многослойные посадочные с копировальной бумагой: один экземпляр оставался у пассажира, другой — у перевозчика.

До появления электронных баз и автоматизированных систем регистрации всё происходило вручную. Документы практически не проверялись, особенно на внутренних рейсах. Именно поэтому в СССР и в других странах были возможны ситуации, когда на рейс мог сесть не тот человек, как в известной сцене из «Иронии судьбы». Достаточно было уверенно сказать нужную фамилию, и вам выдавали посадочный.

С 70-х годов стали внедряться глобальные дистрибутивные системы вроде SABRE и Amadeus. Посадочные талоны печатались с данными о рейсе, месте и багаже. В 90-х появились штрихкоды, а позже — QR и PDF417 (двумерный штрихкод). 

Переход в онлайн

В начале 2000-х авиакомпании начали переходить на онлайн-регистрацию. Сначала через сайты, затем через мобильные приложения. Пассажиры всё чаще приходили в аэропорт уже с посадочным в телефоне. 

Согласно отчёту SITA за 2023 год, уже 81% пассажиров получали посадочные через мобильные устройства (годом ранее назад таких было 65%). Для авиаперевозчиков это означало сокращение очередей и снижение затрат, для пассажиров — удобство. Аэропорты стали устанавливать сканеры и турникеты, способные считывать электронные посадочные.

Некоторые авиакомпании не просто рекомендуют электронные талоны, а делают их обязательными. Яркий пример — Ryanair. С 12 ноября 2025 года перевозчик полностью отказывается от бумажных посадочных практически на всей своей сети. Регистрация и посадка будут происходить только через приложение.

По словам представителей компании, около 80% пассажиров уже используют мобильные талоны, так что больших трудностей не ожидается. Более того, нововведение сэкономит около 300 тонн бумаги в год и позволит усилить маркетинговую коммуникацию с клиентами — через пуш-уведомления и персонализированные предложения.

И всё же исключения есть. В некоторых странах — например, в Албании и Марокко — пока нет инфраструктуры для считывания QR-кодов. В таких случаях Ryanair разрешает бумажные талоны, но активно ведёт переговоры о цифровизации. А в случае, если у пассажира сломался или разрядился смартфон, билет всё же распечатают бесплатно — главное, чтобы регистрация была пройдена заранее.

Когда без бумаги — никак

Долгое время бумажный талон сохранялся по ряду причин:

  • Не все аэропорты были технически готовы.
  • В некоторых странах требовались бумажные документы по нормативам.
  • Пассажиры старшего поколения чувствовали себя с бумагой увереннее.

Более того, в 2025 году бумажный посадочный по-прежнему может оказаться обязательным. 

Показательная история произошла осенью 2025 года. Российские туристы не смогли вылететь из Антальи, потому что пришли на посадку только с электронными талонами. Аэропорт требовал бумажные, а времени распечатать уже не было. Суд в итоге признал, что авиакомпания действовала по правилам, а ответственность лежит на пассажирах.

Что дальше?

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) ещё в 2019 году обозначила курс на полную цифровизацию с помощью концепции One ID — когда вся регистрация и посадка происходят через биометрию.

По прогнозам SITA, к 2030 году большинство крупных аэропортов мира перейдут на бесконтактную посадку. Однако около 20% хабов останутся без нужной инфраструктуры. 

Таким образом, бумажные талоны ещё долго не исчезнут. Они останутся в небольших аэропортах, в развивающихся странах, на случай сбоев и просто как резерв.

 


75646
Ссылка на статью скопирована

Поделись с друзьями

69075
Ссылка на статью скопирована

Поставь оценку статье

Первым быть совсем нестрашно!
Что улучшить?
Хотим пятерку!
Спасибо! Мы будем стараться ☺️
Подписаться
Уведомить о
0 КОММЕНТАРИЕВ
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Наша рассылка помогла сэкономить
70 000 путешественникам

Отправляем письма раз в две недели
Новости, акции, советы

Спасибо за подписку!

Читай также:

1016
Парк Галицкого: как один человек построил мечту
Читать полностью
1011
Ноябрьские праздники: куда улететь на длинные выходные?
Читать полностью
1231
Почему иллюминаторы в самолётах овальные? А ведь раньше были квадратные!
Читать полностью
7543
Зима, уходи! Где лучше проводить зимние месяцы
Читать полностью